Что может быть лучше путешествия? Я считаю какое-то незабываемое приключение! А если удаётся забраться в какое-нибудь нераскрученное туристическое место- просто супер! В этот раз нам удалось посмотреть что из себя представляет Ингурская ГЭС.

Как появилась Ингурская ГЭС
В 1960году «Гидропроект » разработал схему использования реки Ингури в энергетических целях , с учетом которой велось строительство и что считалось самой смелой идеей в истории.
Для реализации смелого плана требовалось перекрыть плотиной реку Ингури. Однако, подобное вмешательство нанесёт серьезный ущерб экосистеме этого края. Тогда было принято решение, что река из долины попадет в туннель, идущий к Саберио, далее в турбину, таким образом можно компенсировать перепад высоты в 410 метров. Таким образом, перепады уровней вплоть до Черного моря поглощаются этими каскадами, накапливая огромная мощность добычи энергии из этой небольшой реки.
Это техническое решение заинтересовало ведущих гидротехников мира, поэтому практически все они в разное время приезжали в СССР, чтобы убедиться, что это реальность, а не фантазия.
Наименьшая съемная часть турбинного генератора имеет высоту 72 метра и весит около 600 тонн.
Строительство ГЭС длилось без малого 25 лет и станция была запущена в эксплуатацию в 1978 году.
На сегодняшний день Ингурская ГЭС является самой большой на Кавказе и занимает 8 место в мире по высоте.
Уникальность конструкции заключается в том, что водозапорная плотина находится на расстоянии 19 км от подземного турбинного цеха, который, к слову, является крупнейшим подземным сооружением в Европе, ведь высота от пола до потолка составляет 75 м, а ширина 36 метров.
Примечательно ещё и то, что после распада СССР и военного конфликта между Грузией и Абхазией, Ингурскую ГЭС разделили на две части: теперь плотина принадлежит Грузии, а турбинный зал Абхазии. Производимая энергия также распределяется на обе страны в процентном соотношении.
И раз уж мы находимся в Абхазии, логично что осмотрим мы именно машинное отделение колоссального строения.
Я уже рассказывала, что периодически мы ездим в Очамчиру и Гал, а отсюда до ГЭС совсем близко.
Проезжаем город Гал, далее мимо КПП с Грузией, по главной дороге левее и около 12 км прямо, никуда не сворачивая. В поселке Саберио упираемся в развилку, здесь берём правее, поднимаемся по небольшому серпантину вверх и вскоре видим электростанцию. Подъезжаем к проходной, заходим, спрашиваем есть ли возможность осмотреть станцию. Если руководство не против, то работники с удовольствием покажут и расскажут про слаженную работу уникальных механизмов, обеспечивающих электричеством 2 страны.
Сначала примерно километр едем по подземному тоннелю. Наш проводник рассказал, что здесь спокойно проезжают огромные грузовики, доставляющие необходимые приборы и запчасти. От этой поездки захватывает дух.

Вскоре паркуем возле входа в турбинный зал и заходим в машинное отделение. Наш провожатый с удовольствием историю строительства, как в свое время это была без преувеличения стройка всесоюзного масштаба и как были непростые времена и о там, как несколько раз случались аварии с затоплением турбинного цеха. Сейчас здесь много нового оборудования, которое умеет своевременно предупредить о неисправности и предотвратить аварию.
Из 6 турбин в данный момент работают 2, остальные находятся на ремонте, но даже работы 2 впечатляющих агрегатов вполне достаточно, чтобы обеспечить электричеством население.
Мы спускаемся вниз, я вижу огромные турбины, произведенные на Харьковском машиностроительном заводе в 1976, наблюдаю как бешено крутит вал и вообще поражаюсь масштабам подземной станции.









Мы вновь спускаемся вниз, проходим тоннель, наш проводник подсвечивает дорогу мощным фонарем. Сейчас, поднявшись по лестнице, видим как река несётся по подземным трубам, с грохотом падая в обрыв.

Обойдя территорию станции, садимся в машину и едем к так называемому колодцу- это такой огромный каменный бассейн для выброса излишка воды, если вдруг затопит станцию.

Невообразимо, что такой проект можно было не только тщательно продумать, но и успешно реализовать.
Что ж, приключение получилось, действительно, незабываемое! А сейчас возвращаемся в Гал, в приглянувшуюся и полюбившуюся хинкальную. В Сухум возвращаемся когда уже стемнело. День получился насыщенным и совсем незаурядным, так что вряд ли я его забуду.
ВАШ КОММЕНТАРИЙ